В диспетчерском центре Всероссийского общества глухих не смолкают звонки. То и дело компьютер издает мелодичные звуки – вызывает скайп. Оператору даже приходится выстраивать абонентов в очередь – ответит одному, берется за проблему другого. Лишенному слуха человеку непросто в мире звуков. Ему сложно вызвать мастера, записаться на прием к врачу, выстроить диалог с соседями. А диспетчерская служба – посредник между двумя мирами.
Давай поговорим
Идея помочь глухим людям в общении с внешним миром возникла в Красноярском отделении Всероссийского общества глухих пять лет назад. Между говорящими и неслышащими людьми по-настоящему стояла стена непонимания. Переводчикам русского жестового языка приходилось выезжать вместе со своими подопечными то в больницу, чтобы выяснить диагноз, то в школу, чтобы поинтересоваться успеваемостью детей. Неудобно, затратно, да и сурдопереводчиков на всех глухих не хватает.
– Мы узнали, что в Москве открыта диспетчерская служба. Стали изучать документы. А когда все детально проштудировали, направили свои предложения краевому министерству социальной политики, – рассказывает председатель Красноярского регионального отделения Всероссийского общества глухих Николай Кондратьев. – Сначала нас не поняли. Но в январе 2013 года диспетчерскую службу открыли.
Все оборудование закупили за бюджетный счет. Финансирование идет по программе «Доступная среда». Ведь благодаря новой системе инвалидам по слуху действительно стали доступны сферы жизни обычного человека.
Сегодня, наверное, все члены общества глухих знают о диспетчерской. Стоит только установить дома компьютер или планшет с веб-камерой, а то и обычный мобильный телефон (которые выдаются инвалидам по слуху по индивидуальной программе реабилитации), подключиться к программе «Скайп» – и звони, задавай вопросы. На том конце провода – оператор-сурдопереводчик. Он не только выслушает абонента, но и тут же возьмется решать его проблемы – позвонит в ЖКО или поликлинику, выяснит время приема врача или задаст вопрос о социальном обслуживании.
– Чаще всего просят обратиться в соцслужбу и пенсионный фонд, – рассказываетоператор-переводчик русского жестового языка диспетчерской службы Наталья Росликова. – А иногда людям просто хочется поболтать. Ведь живут они в изоляции, поговорить не с кем. Мне и на мужа пожалуются, и недавно родившуюся кошечку покажут. А одна семейная пара из деревни звонила, чтобы я поговорила с соседями, которые через забор кидали на их территорию траву.
Наталье приходится и на родительские собрания вместе со своими подопечными «ходить». Виртуально, конечно. Мама придет в школу, установит телефон на парте, а оператор переводит ей все, что слышит. Удобно – отмечают и сурдопереводчики, и сами глухие. Ведь недопонимание может возникнуть в любом месте – в банке, детском саду или в поликлинике. Но благодаря технике и диспетчерской службе переводчик у неслышащего человека всегда с собой.
Сейчас с Натальей Росликовой постоянно общаются более 500 абонентов. Звонят не только из Красноярска, но и из глубинки. Конечно, не везде Интернет хорошо работает (например, в Норильске с Сетью большие проблемы), но в обществе глухих находят выход и из этой ситуации. Нет Интернета – пиши СМС по мобильному телефону, оператор ответит.
Общество всегда поможет
Николай Кондратьев отмечает: в Красноярском крае удалось найти самую оптимальную форму работы диспетчера. А то в одном регионе такую службу за счет гранта организовали. Он закончился, и содержать оператора не на что. В другой территории в министерстве социальной защиты компьютер поставили. Случись что – замены сурдопереводчику нет. А у нас и финансовая база правильно подведена, и размещается диспетчер в самом обществе глухих. Все неслышащие этот адрес наизусть знают, постоянно приходят для решения возникающих вопросов. И поговорить здесь с ними может каждый – все специалисты владеют русским жестовым языком, повышают квалификацию.
– Мы ежегодно проводим курсы подготовки и повышения квалификации переводчиков русского жестового языка, к нам приезжает преподаватель из Москвы, – рассказывает Николай Кондратьев. – Помогаем подготовить специалистов для детских школ, техникума социальных технологий, центра адаптивного спорта, где занимаются инвалиды по слуху. Приходят на занятия и священнослужители, которые проводят службы на русском жестовом языке.
Сколько в Красноярском крае слабослышащих людей – точной информации нет. В обществе глухих значится 1 674 человека, но на деле имеющих нарушение слуха в нашем регионе гораздо больше. И все они нуждаются в помощи профессионалов.
Недавно, например, в Красноярском отделении Всероссийского общества глухих задумались: как вызвать неслышащему человеку скорую помощь, если, скажем, заболел он ночью. Диспетчерская служба работает до 18 часов, да и сурдопереводчик не может быть доступен круглосуточно. Как быть?
– Я этот вопрос поднимал на совете по делам инвалидов при губернаторе Красноярского края, – рассказывает Николай Кондратьев. – Были даны поручения минздраву, решение уже есть. Буквально вчера подписали со скорой помощью памятку для инвалидов по слуху. Теперь врача они могут вызвать с помощью эсэмэски по специальному номеру мобильного телефона. В сообщении должны указать фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес и причину вызова. А на станции сообщение прочитают и отправят бригаду.
Такую же систему общество глухих предлагает ввести и в полиции, МЧС. Ведь неслышащий человек может попасть в неприятную ситуацию, а вызвать нужную службу у него нет возможности.
– Решим, – уверяет председатель красноярского общества. – Такая практика уже существует в других регионах.
Имеет право!
В этом году Всероссийскому обществу глухих исполняется 90 лет. С одной стороны, организация старается сделать наш мир более доступным неслышащим людям, а с другой – в последние годы все чаще приходится вставать на защиту прав и интересов инвалидов по слуху.
Вместе с советскими временами ушла практика массового трудоустройства глухих. В Красноярске закрылись крупные предприятия, на которых трудились сотни инвалидов. И сегодня устройство на работу – главная проблема. В стране появились совершенно абсурдные законы, ограничивающие прием на работу особых людей.
– В прошлом году нам удалось отменить закон, запрещающий инвалидам по слуху работать с движущимися механизмами, – рассказывает Николай Кондратьев. – Ведь такие люди всегда работали токарями и фрезеровщиками. Уже есть документы об отмене нормативного акта, но работодатели живут старыми мерками, нам приходится доказывать им: неслышащий человек имеет право работать!
Или еще одна норма: на федеральном уровне приняли закон, запрещающий глухим водить автомобиль. Недавно его тоже аннулировали. А красноярские медики ориентируются по старым бумажкам. И вновь обществу приходится вставать на защиту своих членов.
– Мы рады, что у нас есть такая возможность. Ведь самому глухому трудно постоять за себя, – поясняет председатель общества. – А у нас хорошие помощники – министерство социальной политики и совет по делам инвалидов при губернаторе края.
Комментарий
Нина НЕКРАСОВА
первый заместитель министра социальной политики Красноярского края
– С 2011 года в Красноярском крае действует программа «Доступная среда». Мероприятия, реализуемые в 2011–2013 годах, позволили создать людям с ограниченными возможностями доступ к информационным технологиям.
В крае открыто 55 компьютерных классов, приобретено 380 компьютеров для семей, имеющих особых детей и студентов-инвалидов, 43 учреждения социального обслуживания получили реабилитационное оборудование, а 33 – автомобили со специальным подъемным устройством для перевозки инвалидов.
Диспетчерская служба для слабослышащих людей также была открыта в рамках программы «Доступная среда» при активном сотрудничестве и заинтересованности Всероссийского общества глухих. Зная, с какими коммуникативными барьерами ежедневно сталкиваются люди с инвалидностью по слуху, мы решили создать такую службу, которая помогала бы им в общении с остальным миром. И практически с первых дней существования служба стала востребованной. Также в рамках программы «Доступная среда» в Красноярске ежегодно проходят курсы повышения квалификации сурдопереводчиков. Это редкая, но очень нужная профессия, поэтому мы считаем необходимым поддерживать проведение таких курсов.